политика и маркетинг: консалтинг, исследования, обучение, проекты

<< Вернуться к списку

Заявление о «выселении» госорганов в Красноярск: четыре возможных смысла

Президент Путин в особом ключе коснулся темы федерализации — ключевой не столь из-за проекции украинских событий, но из-за объективно нарастания  противоречий между центром и регионами к 2016 году.
«За предложением перенести в Красноярск часть органов российской власти — четыре возможных смысла. 1. Мобилизующее заявление, в том числе перед выборами губернатора Красноярского края. 2. «Комплимент» (если это ничем не кончится) регионам в ситуации надвигающегося кризиса бюджетов. 3. «Бонус» регионам (если произойдет перерегистрация в Красноярске хотя бы части крупных компаний, министерства в меньшей степени имеют значение). 4. Упреждение раскрутки темы «федерализации» перед стартом выборов 2016 года.
Третий – наиболее ценный для регионов – вариант, конечно, вызывает изрядный скепсис, особенно с точки зрения фактического перенесения части «столичных функций» в Сибирь. Если у нас каждый субъект Федерации, несмотря на сенаторов и депутатов Госдумы, имеет представительство в Москве (иногда – целые особняки в центре), то очевидно, что ни одно министерство не сможет существовать в географическом отрыве от остальных органов власти без коренной перестройки системы их взаимодействия. Это усугубляется в том числе расстояниями и неразвитостью региональных авиаперевозок (и высокими ценами на них). Например, а Красноярск без пересадок можно прилететь только из 18 регионов России.
Высока вероятность, что в ближайшее время активизируются лоббисты регионов, претендующих на перерегистрацию некоторых крупных компаний у себя. Впрочем, компании не так сложно открыть представительско-бухгалтерский офис на 10 человек в регионе, оставив весь основной управленческий аппарат в Москве, а вот с министерством такая схема вряд ли пройдет.
Вспомним переезд Конституционного суда в Петербург: совсем небольшое (по сравнению с Красноярском) расстояние, быстрое авиа- и железнодорожное сообщение, второй город страны – и при всем этом ощутимая часть аппарата не захотела уезжать из Москвы.
Но в Петербурге можно было компенсировать это местными кадрами. Каким образом можно обновить штат министерства наполовину, найдутся ли должного уровня бюрократы на региональном рынке – неизвестно.
Четвертая же возможная цель, о серьезности которой пока рано говорить, потенциально может стать действительно сверхактуальной буквально через год.»