политика и маркетинг: консалтинг, исследования, обучение, проекты

<< Вернуться к списку

Какой была эта избирательная кампания? Экспертный опрос

Подошла к концу кампания по выборам глав регионов и депутатов региональных и местных парламентов в субъектах Федерации. В чем особенности нынешнего электорального сезона? Что можно сказать о характере предвыборной борьбы в тех или иных регионах, выбирающих губернаторов? Какие технологии были распространены на этих выборах? Об этом – в экспертном опросе политических аналитиков и консультантов.

Валентин Бианки, политконсультант:

«Нынешние кампании в регионах отличаются долей новичков, возрастом кандидатов и непартийностью»

С самого начала кампании было ясно, что есть крайне ограниченное количество регионов, где она может быть конкурентной. Это Бурятия, Ярославская и Свердловская области и Севастополь. В остальных регионах было крайне сложно ожидать высокой конкурентности, если понимать ее как неуверенность кандидата от власти в исходе кампании. Наибольшее внимание было приковано к выборам в региональные парламенты или даже к выборам в местные законодательные органы. Это была исходная ситуация.

Текущие общественные настроения в стране, во многом разочарованность населения в партиях, что ярко показали результаты 2016 года, принятие абсолютным большинством региональных элит выдвинутых кандидатов – всё это предопределило невысокую конкурентность избирательных кампаний в парламенты регионов и городов.

Да, была непростая ситуация в Северной Осетии, где КПРФ снимали, а затем восстанавливали. Подобные ситуации были и в других регионах, которые показали, что не предполагается победа КПРФ или другой подобной партии на выборах в регионах по спискам. Весь вопрос в большинстве регионов – насколько подавляющее большинство получит «Единая Россия». По мажоритарным округам можно ожидать, что она возьмет от двух третей до трех четвертей мандатов. По спискам процент тоже будет высокий. Поэтому логика поведения региональных элит предопределила низкую конкурентность вообще всех кампаний.

Что касается технологической новизны кампаний, то мало чего можно выделить. К примеру, врио главы Удмуртии Александр Бречалов. Он активно ведет свою кампанию, на микроавтобусе ездит. Но все равно это не базовая технология кампании. Это картинка для образа нового губернатора. Кроме того, в Ярославской области конфликт между назначенным врио губернатора и частью региональных элит вылился в публичную плоскость.

В плане конфликтности можно еще упомянуть Севастополь, где противоречия также были перенесены в публичную плоскость.

Есть особенность – молодые врио, приехавшие из Москвы, чувствуют, что они тут ненадолго. Те, кто мог бы противостоять им, предпочитают не конфликтовать, пережидать год-два-три, чтобы потом отыграть свои позиции или сохранить их.

Нынешние кампании отличаются долей новичков, возрастом кандидатов и непартийностью. Есть два образа кандидата: технократ-силовик и технократ-экономист. Заметная часть кандидатов от власти вообще не являются членами «Единой России».

Подробнее на сайте ПОЛИТКОМ.RU