<< Вернуться к списку

Политические исследования

С 1999 года мы занимаемся проведением политических исследований. Число исследований превысило 400, а географически на 2014 год мы охватили 83 из 85 регионов России и ряд других стран.

Чаще мы проводим исследования электоральной тематики, но научная база позволяет нам спроектировать дизайн исследования под практически любую задачу — будь то прогнозирование поведения акторов в ситуации принятия закона или постфактум оценить уровень межнациональной напряженности после громкого инцидента на момент до того, как он произошел.

Цель любого исследования — принятие решения. Базовых задач может быть три (в любом сочетании): поиск идеи, проверка гипотезы, прогноз поведения.

Основные принципы: научная база и прикладное изложение. Мы никогда не будем стараться «сделать отчет потолще» или навязывать исследование, которое не может ответить на стоящие перед клиентом вопросы.


Ключевой интерес для нас представляет создание любого типа систем мониторинга в целях стратегического и оперативного политического управления:

  • — от мнения населения до мнения региональных элит;
  • — от полевого сбора информации до полуавтоматического анализа миллионов аккаунтов в социальных сетях;
  • — от агитационной активности в рамках выборов до настроений бизнес-сообщества;
  • — от уровня страны (20, 30, 40, … регионов) до уровня партии;
  • — от ежемесячных отчетов до систем получения данных в реальном времени.

Мы проводим исследования как всеми классическими методами (опросы общественного мнения, глубинные и экспертные интервью, фокус-группы); но сложные задачи решаем с использованием более специфических методик — включенное наблюдение, эксперимент, семантический дифференциал, методики психологического портретирования и так далее.

Наши преимущества в полевой части исследований:
  • Отказ от «профессионально фальсифицирующих» интервьюеров.
    Региональные исследовательские компании обычно имеют принципиальные проблемы с полевой частью исследований из-за штата постоянных опытных интервьюеров. Эти интервьюеры за годы работы научились настолько качественно фальсифицировать данные, что поймать их на фальсификации мало реально (иногда у них есть база своих респондентов, которых они предупреждают по телефону о вероятном контроле; они, благодаря опыту, знают какие 5-7 вопросов могут повторно задать при телефонном контроле и задают только их — способов десятки). Федеральные же исследовательские компании реализуют полевую часть исследований, нанимая эти же компании на субподряд.
  • Адекватные методы.
    Часто исследовательские компании предлагают клиенту (или соглашаются на его требования) анкеты, реальное заполнение которых превышает адекватную максимальную продолжительность личного интервью (15 минут). Мы никогда не беремся за такие заказы, так как длительность личного интервью 20-25 минут возможна только при материальном мотивировании респондента, что делает исследование неадекватно дорогим.
  • Личное присутствие сотрудников в регионах.
    У нас значительно больше опыт исследований, проведенных непосредственно нами — за 15 лет практики полевые исследования охватили охват 80 регионов России и ряд других стран. В отличие от большинства коллег, мы проводим исследования сами, а не через привлечение субподрядчиков, и это повышает вашу степень уверенности в качестве сбора данных.
Наши преимущества в содержательной части исследований:
  • Психологи, а потому умеем, узнавая мнение прогнозировать поведение.
    Наши исследования основаны на психологическом подходе. В классических исследованиях мы изучаем мнение, а прогнозируем поведение (пойдут ли на выборы? за кого проголосуют?). Связь между мнением, высказанным в непривычной для обывателя ситуации, интервьюеру при опросе или модератору на фокус-группе, и поведением, которое интересует нас и нашего клиента — несомненно, лежит в области психологии.
  • Используем проективные методы для сложных задач.
    Политика – сфера, вызывающая определённую настороженность жителей России, а вопросы, которые стоят перед исследователем, часто не могут быть заданы напрямую (например, мотивы выборы кандидата). Для подобных целей мы используем семантический дифференциал: психосемантический метод проективного характера, в том числе, исключающий возможность дать социально одобряемый ответ.
  • Ориентируемся на принятие решений.
    Отчет, содержащий 200 страниц сделать очень просто; но мы ориентируемся на принцип action standards — предварительное обсуждение того спектра решений, которые клиент может принять. Если реальная цель исследования – выбрать один из двух округов для конкретного политика (или наоборот, выбрать кого из двух политиков поддержать по конкретному округу), то мы поможем принять именно это решение. В отдельных случаях, например, когда речь идет о поиске ниши для изменения позиционирования партии, исследование может носить поисковый характер. Но и в таком случае мы заранее обсудим вариации и критерии оценки этих ниш, и будем собирать информацию для решения клиента о выборе ниши, а не всю возможную информацию о регионе или округе.